Главная » Статьи » Мои статьи |
Хорошее прошлое положительно опасно,
если делает нас удовлетворенными настоящим
и, следовательно, не готовыми к
будущему Чарльз В. Элиот
Требует ли жизнь в современных условиях изменений
в области образования? Правильно ли, что хорошее обучение то, которое нацелено только на прочные знания? Анализ возможностей адаптации ребенка в мире,
где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с
раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и
целенаправленно осуществлять разного
рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать
из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко
ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах
Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о
наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении
теми или иными компетенциями. Кто же, как не школа, призван развивать
способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических
условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. А.
Асмолов, член-корреспондент РАО,
доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит
не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой
задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное
включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, в том
числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система,
система, нацеленная на результат. Переход
от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение
в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей
образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего
поколения в общество. Системно-деятельностный
подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения
которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в
системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на
основе УУД); признание решающей роли содержания
образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия
участников образовательного процесса; учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся,
роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей
образования и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и
среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей
каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов; гарантированность достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения
обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. И здесь возникает необходимость решения важных проблем. Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить релаксировать. Понятие системно - деятельностного
подхода в обучении было введено в В чём же сущность деятельностного подхода? Принцип деятельности
заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в
развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде,
а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового
знания». Китайская мудрость
гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Технология
деятельностного метода предполагает
умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания,
самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода
является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть
субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи,
отвечать за результаты. Для учителей принцип
деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение -
это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах
сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих
эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий,
совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается
системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской
деятельности. Эффект каждого воздействия на учащегося обусловливается его
отношением к учению, уровнем подготовленности, другими индивидуальными
особенностями. Взаимодействие учителя и ученика должны вызвать процесс
самодвижения, саморазвития. Учебные действия, умственные и практические
операции и действия, сознательная и целенаправленная регуляция собственного
поведения и учения, формирование индивидуального стиля учебной деятельности
являются главными продуктами учебно-воспитательного процесса. На уроках и внеучебных занятиях
создаётся особое пространство, в котором ученик превращается в деятеля,
самостоятельно ориентируется в деятельности учения и выбирает собственные
способы освоения учебного материала. Учитель корректирует зону ближайшего развития
ученика, уровень его продвижения по теме. Согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной
в работе «Теория развивающего обучения», деятельность имеет преобразовательный,
целенаправленный и культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением
и имеет коллективную форму реализации. Таким
образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат -
Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы
приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и
способы деятельности учащихся. Для включения ребёнка в активную
познавательную коллективную деятельность необходимо: связывать изучаемый
материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся; планировать урок с
использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде
всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и
проектно-исследовательских методов; привлекать для
обсуждения прошлый опыт учащихся; оценивать достижения
учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой. Важно развивать такие стороны: рефлексию, анализ,
планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение,
действие. Таким образом, организация учебной
деятельности на уроке построена с опорой: на мысленные и
практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее
оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы; на значительно
возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по
разрешению проблемных ситуаций; на усиление
интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых
способов решения учебных задач; на обеспечение прогресса
в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира. Г. А. Цукерман, доктор
психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики,
построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом:
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы
действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных
особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…» Очевидно, что
традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня
для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся
качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Поэтому современное
обучение должно быть развивающим. Учебники, по которым реализуются развивающие
программы, составлены с опорой на
деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные
вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята
сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют
творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать
исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до
решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации),
объяснили, как надо ее решать. Условия для организации исследовательской работы
на основе деятельностного подхода создает система, разработанная нашим
соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики
академиком Л. В. Занковым (1901-1977). Целью обучения школьников он назвал достижение
оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний,
умений и навыков. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка -
его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника, причем
каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение. Обучение по
системе Л.В. Занкова ни в коем случае не отвергает и не принижает важности
приобретения фактических знаний, необходимых каждому образованному человеку;
оно только расставляет несколько иначе приоритеты, выдвигая на первый план
усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребенка в общем
развитии. Подтверждением сказанному являются слова
самого Л.В. Занкова: «Главное – «жизнь детей на уроке» (непосредственная связь
с жизнью страны, мира, переживание, осмысление новых событий при их обсуждении
с учителем, одноклассниками)». Принцип деятельности в процессе обучения по
развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а
учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в
последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам,
что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками
определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком
подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и
исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию
успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит
развитие. «Среди
многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна,
которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» - сказал
когда – то Ж.-Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века. Развитие способностей ребенка осуществляется в
целенаправленной и осмысленной деятельности, которая опирается на сущностные
силы ученика: мышление, память, воображение, эмоции, волю, знания, навыки, опыт
творческой познавательной деятельности. Однако признание факта, что в деятельности
личность формируется и проявляется, еще не есть деятельностный подход.
Последний требует специальной работы по выбору и организации форм деятельности
учащихся в образовательном процессе. Образовательная
задача состоит в организации условий, провоцирующих детское
действие. Эти условия могут задаваться при помощи учебной
ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее
полный замкнутый цикл. Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в
которой дети с помощью учителя: •
обнаруживают предмет своего
действия, •
исследуют его, совершая
разнообразные учебные действия, •
преобразуют его,
например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., •
частично – запоминают При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для
создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для
данного учебного предмета действия, ребенок осваивает характерные для
данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности. Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику
традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и
«деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого
ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть
«компетентным» в различных сферах, каждая из которых предполагает особый
способ действий относительно специфического содержания. Учебные ситуации с элементами игровой
деятельности: •
соревнования – командные и индивидуальные; •
сюжетные – «поиск сокровищ», «строим дом» и др.; •
ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» … •
театрализация Учебные ситуации с
элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности: •
«Проектируем журнал»; •
«Готовим праздник» •
«Делаем подарки» Ежедневно используемые
учебные ситуации: •
счёт,
вычисления •
чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник
читателя» •
Игры с буквами,
словами, грамматическими структурами, текстами •
Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) •
Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции,
тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) •
Ежедневное чтение (вслух и "про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников,
творческие работы и др.) Опыт практического применения в школе
дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная
технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного
обучения учеников базовым навыкам, но и для своевременного развития
многогранной личности, обладающей коммуникативной компетенцией.
| |
Просмотров: 7750 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |